Многие профессиональные фотографы и фотолюбители сегодня вооружены совершенными фотографическими аппаратами с оптикой светосилой 2, 8, а часто и 2 или даже 1, 5. Это, конечно, утешительный факт. Жаль только, что некоторым владельцам этих совершенных аппаратов неизвестно, что их Биотары, Тессары или Флексоды отличаются очень хорошей коррекцией даже с открытой диафрагмой и что оптимальной резкости можно, как правило, достигнуть в том случае, если аппарат лишь слегка задиафрагмирован (чаще всего при диафрагме 2, 8—5, 6). К этим положительным особенностям присоединяется и то преимущество, что в большей части современных фотографических аппаратов можно точно навести резкость — как с помощью дальномера, так и на матовом стекле.
Эти особенности, до сих пор редко используемые, позволяют во-первых сократить время экспозиции, что несомненно пойдет на пользу нашим отпечаткам, ибо снимая с руки даже 1/1oo секунды, совсем нетрудно размазать снимок. Во-вторых, в связи с современными негативными материалами чувствительностью 24°—25° ДИН, вышеописанные особенности упрощают фотографирование и при плохом освещении, собственно почти в темноте. Кроме всего этого, благодаря им, получает распространение фотография «при освещении таком какое есть».
Несмотря на все это, многие фотографы не питают большого доверия к открытой диафрагме своего дорогого объектива, используют ее самое большее при наведении на резкость, а на ночные снимки «с движения» смотрят как на чудо техники, доступное лишь избранным, разбирающимся в таинствах фотографической магии. Сами авторы фотографических объективов уже не раз указывали на то, что отличная коррекция объективов большой светосилы не используется полностью.
Некоторые фотографы считают ниже своего достоинства работать с более скромными аппаратами, чем Экзакта —Варекс, хотя сами они фотографируют лишь на солнышке при диафрагме 8 с выдержкой 1/50 сек. О надежности этой комбинации свидетельствует и то, что на некоторых аппаратах она отмечена красными значками. Было бы бесполезно препятствовать кому-либо запасаться во время отпусков несколькими снимками типа: тетушка перед «Фелицией» или племянница у фонтана, но стоит задуматься над тем, нужен ли для таких снимков аппарат за 2500 крон и не хватит ли для них чего-нибудь более скромного.
Но мы отошли от темы. Мы не хотим разрушать веру многих фотографов в то, что тайна успеха хороших фотографий заключается в технической оснащенности автора. Вернемся лучше к преимуществам фотографии при открытой или слегка открытой диафрагме. Этот способ фотографирования особенно выгоден всегда, когда нам не нужна большая глубина резкости.
В пример можно привести ночную «живую» фотографию и во обще всякую фотографию, сделанную при неудобном освещении, при котором достаточная светосила объектива является одним из основных условий. Рецепт для таких снимков составить очень трудно, разница в освещении всегда велика, а так как на снимке мы запечатлеваем часто и источники освещения, показания экспонометра (если он вообще что-нибудь показывает), как правило, ненадежные. Можно с успехом использовать слабое дневное освещение в пасмурный день, которое вместе с полным ночным освещением, как правило, дает самые лучшие результаты. Может быть в защиту сказанного мной послужат снимки, которые я сделал: все ночные и вечерние снимки были сделаны на негативном материале Агфа, Изопан, Рапид, аппаратом Серто-Сикс с Тессаром при диафрагме 2, 8 или Практиной IIa с Флексогодом при диафрагме 2-2, 8. Экспозиция почти всегда 1/30, 1/25 или 1/15 секунды.
Другим примером минимального диафрагмирования являются портретные снимки и все кадры, на которых мы хотим подчеркнуть основной мотив на переднем пла не с помощью нерезкости заднего плана. Открытая диафрагма нам очень поможет в этом случае. А в случае портретных снимков да еще с помощью короткой экспозиции мы можем запечатлеть живое выражение фотографируемого лица.
В заключение хочется предупредить: не закрывайте диафрагму своего аппарата больше, чем это действительно нужно!